четверг, 1 декабря 2016 г.

La vita e bella!

Спасибо Татьяне Навке и Андрею Бурковскому! Вот уже почти неделю отечественным и иностранным СМИ есть о чем писать:) Если честно, номер, вызвавший международный скандал, мне не понравился. Впрочем, и искать там какой-то поддекст я бы тоже не стала. Я полностью поддерживаю мнение главного раввина Москвы, что намерения у создателей шоу были благими, а уж получилось то, что получилось... И да, когда человек занимает не последнее место на политической арене, нужно очень тщательно продумывать любой свой шаг. Жене пресс-секретаря Президента, безусловно, не запрещается заниматься шоу-бизнесом (тем более, что это совершенно легально, и она уже давно там), но, прежде чем соглашаться на участие в номерах, которые могут вызвать неоднозначную реакцию общественности, нужно тысячу раз "отмерить". Впрочем, благодаря созданному ими информационному поводу, я наконец-то посмотрела фильм, который очень долго откладывала — "Жизнь прекрасна".
 
Фильму Роберто Бениньи уже почти 20 лет (он был снят в 1997 году), и входит он в 250 лучших фильмов за всю историю кинематографа. 3 Оскара, гран при Каннского фестиваля, итальянский Сезар — все это вполне заслуженно. Но смотреть фильмы о войне, да и не просто о войне, а ещё и о Холокосте — тяжело, а с участием детей — тяжело вдвойне. Судя по отзывам, я в своём мнении не одинока. Многим тяжело далось решение о просмотре. Но я не пожалела об этом ни минуты!
Удивительно, заявленный жанр фильма: комедия/драма. Сначала думаешь, ну как так? Разве возможно соединить 2 этих жанра? Какая комедия может быть, да ещё на такую тему? Разве об этом шутят? Шутят, да ещё как гениально! Фильм идёт 2 часа. Первая часть (1 час) довоенная — лёгкая, красивая, романтическая. Съёмки проходили в Тоскане и, главным образом, на родине Бениньи — в городе Ареццо. В этом году весной мне довелось там быть, поэтому вспоминать потрясающие Тосканские пейзажи было особенно приятно:)
 
 
 
 
Гениальность Бениньи как режиссёра в том, что он очень грамотно и верно показывает в фильме, как в Италии постепенно растут фашисткие и антисемитские настроения. Не буду сыпать спойлерами, но вот пара запоминающихся моментов:
Каковы ваши политические взгляды? — Ох, я ничего не слышу, мои дети слишком шумны! Бенито, Адольф, потише! Простите, так что вы спросили?..
... — В немецкой школе детям 7 лет задают задачу: если на каждого больного государство тратит 300 марок, а в больнице содержится 400 больных, какова будет экономия государства от сокращения этих койко-мест? — О Боже, какой ужас! — Я сказала тоже самое! Ведь в итальянских школах мы проходим умножение только в старших классах!..
Что касается второй части фильма — тот момент, когда отец с сыном садятся на поезд в концлагерь, а жена-итальянка следует за ними, здесь уже начинается гениальная игра Бениньи-актера. Смысл в том, что отец создаёт для своего сына иллюзию того, что они не в концлагере, а участвуют в своеобразном квесте, где победителю достаётся настоящий танк.
 
Конечно, то, как ему удаётся обмануть всех и спасти своего сына от газовой камеры, голода, да и вообще прятать его все это время от строгих надзирателей (несмотря на жанр фильма и его подачу, фашисты все равно остаются злыми фашистами, истребляющими людей) — кажется утопическим. Но ведь в основу фильма легла автобиография итальянского еврея Рубино Ромео Сальмони "Я победил Гитлера". К тому же, родители готовы на все ради счастья своего ребёнка (у кого есть дети, меня поймут), поэтому веришь во все, происходящее на экране. В этом фильме показан, прежде всего, подвиг отца и мужа, любящего свою семью, самоотверженного, готового положить жизнь ради любимых. "Вот какую жертву принёс мой отец. Вот какой подарок он мне сделал"...
Отдельно скажу о мальчике, сыгравшем Джозуэ — Джорджио Кантарини:
 
Его открытые глаза, его мимика, детская непосредственность подкупают зрителя. За него переживаешь, за него радуешься, с ним проживаешь эти сложные моменты — он вызывает столько эмоций! Да, я плакала и мне не стыдно в этом признаться. 
Фильм оставляет приятное впечатление, немного грустное чувство и желание помолиться Богу, чтобы история не повторилась и с нами и нашими детьми ничего подобного никогда не случилось🙏
Жизнь прекрасна, друзья, надо ценить каждый ее миг!

Хорошего дня и, кстати, с первым днём зимы!❄️

10 комментариев:

  1. Добрый день, Надя! А вы смотрели документальный фильм "Холокост- клей для обоев?" И что Вы будете рассказывать своему сыну о Войне? Какие книги читать и фильмы показывать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Нет, не смотрела его. Интересный? Рекомендуете?

      Удалить
    2. Ну..., трудно сказать интересный или нет, но посмотреть советую.

      Удалить
    3. Посмотрите фильм мальчик в полосатой пижаме, если не смотрели.

      Удалить
    4. Я хочу эту книгу прочитать. А вообще, посмотрела я про девочек и "клей", меня поразило не столько то, что они не знают про Холокост, а то, что они считают это нормой. На вопрос, почему вы не узнали после съёмок правильный ответ, они сказали: "Нам было не интересно". Мать оправдывает их тем, что в их подъезде никто не знал даже среди взрослых, а школьная учительница истории, хотя и признала свою долю вины, но оправдалась тем, что не знала, что на неё должно было произвести такое впечатление, чтобы она подготовила материал для отдельного урока по Холокосту... мда, я в шоке не от тех документальных кадров, которые показывали в Аушвице (на некоторые я, честно, не могла смотреть и отворачивалась), а от показанного в фильме современного общества, которое растит таких несознательных граждан. Если мы забудем об этом, то рано или поздно это повторится...

      Удалить
  2. Я полностью с Вами согласна! Поэтому и спросила, что и как Вы будете рассказывать сыну... Есть ли у вас обязательные к просмотру фильмы или книги, которые ребёнок просто должен прочитать? Вы будете отличным примером для молодых мамочек ��

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я много думала об этом и пришла к такому выводу: надо очень дозированно выдавать детям информацию. Начинать надо с рассказов, водить детей на парад, но не вываливать разом все ужасы (как это было сделано в документальном фильме). Вспоминаю, как я сама впервые посмотрела фильм "А зори здесь тихие", когда мне было 10 лет, многие хорошие книги военного периода (в том числе и эта) входят в школьную программу (надеюсь, к тому моменту, когда наши дети пойдут в школу, ничего не изменится🙏), кстати, было бы интересно узнать, как освещают эту тему в международных школах☝🏻️ Потом был фильм "список Шиндлера", который я посмотрела по рекомендации тогда ещё будущего мужа. Помню, как он удивился тогда, что я ни разу не смотрела (мне было 22 года). Я до сих пор продолжаю изучать новую информацию, читаю разные источники, анализирую прочитанное и считаю, что это можно сделать только в осознанном возрасте, потому что противоречивой информации на самом деле очень много и становиться "зомби" нельзя (а с детским сознанием это очень легко, в некоторых постсоветских странах идёт активная пропаганда и переворачивание исторических фактов с ног на голову). В то же время, и уходить глубоко в "дебри" нельзя. К примеру, Фердинанда Порше арестовали после войны по обвинению в пособничестве фашизму, а на его заводах якобы работали интернированные военнопленные, но отрицать тот факт, что он был гениальным автомобильным инженером нельзя. Вешая 9 мая георгиевскую ленту на свой макан (который, кстати, переводится "тигр", как и знаменитый фашисткий танк, созданный Порше), я поймала себя на мысли, что более антипатриотичной машины представить нельзя. Но что поделать, если Порше и столь любимый Гитлером Мерседес и правда самые лучшие (из общедоступных) автомобилей в мире? Что теперь? Не покупать их? Тоже бред! В общем, надо уметь адекватно воспринимать реальность и учить этому своих детей. А в осознанном возрасте они смогут изучить любую дополнительную информацию, и сумеют сделать правильные выводы. Вот моё мнение.

      Удалить
  3. Ответы
    1. Да за что? Абсолютно не за что:( все очень грустно, на самом деле. Кстати, про книги забыла добавить про Ремарка, но до него, конечно, надо созреть. Детской адаптированной литературы про войну вообще ведь нет.

      Удалить